|
Формы речевой организации произведения (автор – повествователь – персонаж).
Речевой строй произведения. Многообразие голосов – их организация определяет характер произведения.
Повествование может быть:
ОТ АВТОРА (объективная форма повествования, от 3-го лица): кажущееся отсутствие в произведении какого-либо субъекта рассказывания. Иллюзия эта возникает потому, что в эпических произведениях автор никак непосредственно не выражает себя – ни через высказывания от своего лица, ни через взволнованность тона самого рассказывания. Идейно-эмоциональное осмысление выражается опосредованно – через сочетания деталей предметной изобразительности произведения.
Примеры: «Легкое дыхание» Бунина, «Анна Каренина» Л. Толстого
ОТ ЛИЦА ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ, НО НЕ ГЕРОЯ. Рассказчик проявляет себя в эмоциональных высказываниях о персонажах, их действиях, отношениях, переживаниях. Обычно, эту роль автор отводит одному из второстепенных персонажей. Речь повествователя дает основную оценку персонажам и событиям в литературно-художественном произведении. В силу этого она и является тем цементирующим материалом в языковой структуре произведения, который придает ему словесное единство. И речь персонажей, несмотря на всю ее индивидуальность – речь подчиненная, пропущенная сквозь интонацию повествователя. Повествователь ни в коем случае не должен быть смешан с писателем как с личностью. Это художественная категория, определенная форма языковой работы писателя.
Пример: «Повести Белкина» Пушкина
ОТ ЛИЦА ГЕРОЯ. Автор передает повествование герою тогда, когда хочет глубже раскрыть своего героя или в случае изображения положительного героя.
Пример: «Капитанская дочка» Пушкина, гда повествование ведется от лица Гринева.
Форма повествования от превого лица – СКАЗ. Повествование построено как устный рассказ конкретного рассказчика, снабженный его индивидуальными языковыми свойствами. Эта форма позволяет показать чужую точку зрения, в том числе ту, которая принадлежит другой культуре.
Эта форма повествования встречается в произведениях Зощенко.
Другая форма – ЭПИСТОЛЯРНАЯ, т.е. письма героя или переписка нескольких лиц
«Бедные люди» Достоевского
Третья форма – МЕМУАРНАЯ, т.е. произведения, написанные в виде воспоминаний, дневников
«Капитанская дочка» Пушкина
Персонификация повествовательной речи – это мощное, выразительное средство.
| |
 |
|
|